Походы: это самая важная часть всего обучения, потому что в походах ребенок может проявить себя во всей полноте. Можно сказать, что это большой экзамен после долгих месяцев обучения. В походе мы проверяем на практике, чем научился каждый ученик.
Я считаю, что походы очень важны, потому что только там, вдали от дома и родителей, и постоянной опеки ребенок может научиться отвечать за свои поступки, учиться заботиться о себе и ближних, делать то что ему не нравиться, но при этом понимать, что это ему необходимо.
В походе на практике дети учатся:
• Дисциплине, ведь дисциплина – основа безопасности.
• Ходить группой, знать свое место в строю.
• Переносить физические нагрузки. Терпеть тяжесть рюкзака и заставлять бороться с усталостью, чтобы не тормозить всю группу. Группа всегда движется со скоростью самого слабого участника, и самый слабый всегда идет сразу за проводником, чтобы проводник ориентировался на его скорость и организовывал привалы по состоянию самого слабого.
• Водить группу. Более старшие и опытные ребята учатся быть проводниками. Учатся различать тропы и выбирать более подходящие, двигаться по картам, рассчитывать скорость группы и принимать решение о привале.
• Становятся разведчиками. Разведчики выбираются из самых сильных ребят. Их задача заключается в том, чтобы выбежать вперед группы и просмотреть маршрут если он неизвестен, затем вернуться к группе и доложить полученную информацию. Так же разведчики могут побежать вперед для установки лагеря и заготовки дров, пока вся группа будет двигаться обычным шагом. Это делается если в группе есть слабый участник и они не успевают до темна все вместе добраться до места стоянки. А так, вся группа придет, а лагерь уже стоит и можно начинать готовить пищу.
• Принципам челнока. Например, мы поднимаемся на сложный перевал. Челноки, так же, самые сильные ребята, они быстро поднимаются на перевал, оставляют свои рюкзаки и спускаются, чтобы забрать рюкзаки у более слабых.
• Замыкать строй. Это очень ответственная должность, ведь замыкающий, это тот, кто идет в конце колоны и следит чтобы никто не отстал и не потерялся.
• Устраивать лагерь. Нужно поставить палатки, постелить в них кариматы, чтобы не застудить спину и постелить спальники.
• Как развести костер. Если по близости есть лес, они учатся заготавливать дрова, рубить их или ломать и по мере необходимости подкладывать в костер. Обычно мы разводим костер при помощи огнива
(кремень). Это не просто, но кремень никогда не намокнет, в отличии от спичек, и будет давать искры даже на самой большой высоте, в отличии от зажигалок, которые не работают уже выше 3000 м. если уж научился разводит огонь кремнем, то развести его спичками не составит никакого труда. В зоне где нет леса, мы используем примусы, газовые и бензиновые.
• Готовить еду. В походах мы всегда питаемся горячей, приготовленной на костре или примусе, пищей. Причем дети сами моют, чистят, режут все продукты и учатся что за чем нужно положить чтобы получилось вкусное блюдо, а не горячая кулибяка.
• Мыть посуду. Конечно же каждый моет свою посуду за собой, и конечно всем по очереди приходится мыть общий котел.
• Преодолевать различные препятствия, такие как насыпь из камней огромных, средних и мелких, для каждого своя техника передвижения, снег, заболоченность, реки, ручьи и т.д.